Программа развития

СОДЕРЖАНИЕ
1. Краткая аннотация Программы…………………………...………………..…2
2. Паспорт Программы развития школы. Структура управления школы.
Нормативно – правовое и документационное обеспечение деятельности
школы……………………........................................................................................3
3. Информационная справка…….....…...……………………………..…………4
3.1. Общие сведения об образовательном учреждении….……………….……5
3.2. Сведения об истории, социальной среде школы. Характеристика
образовательного процесса и его организационно – педагогическое
обеспечение. Характеристика здоровье сберегающей среды в школе ………..7
3.3. Сведения о материально – технической базе школы и ее состоянии ..…24
3.4. Финансовое обеспечение деятельности и его источники .……………...13
3.5. Организация деятельности учреждения…………….…...….....…………25
4. Миссия школы………………………………………………………….…….30
5. Цели ………………………………………………………………….……….31
6. Концепция развития желаемого будущего состояния школы …………....33
7. Стратегический план развития перевода школы в желаемое состояние ...39
8. Тактико – оперативный план …………….……...……………….…….…...42
9. Ресурсное обеспечение выполнения Программы ………………........…....54
10. Механизм управления реализацией Программы развития….………..….55
11. Организация контроля за выполнением Программы ………….………...56

1

1. Краткая аннотация Программы
Программа развития образовательного учреждения определяет стратегию,
приоритетные направления, задачи, механизмы реализации образовательной
политики школы с учетом социально-экономических, демографических,
культурных, экологических и других особенностей. Разработка программы
обусловлена возрастанием роли образовательной сферы в социальноэкономическом развитии динамично развивающегося общества. Программа
развития МОБУ СОШ имени Ж.Г.Киекбаева с. Саитбаба на 2021-2026 годы
«Возможности сельской школы» представляет собой долгосрочный нормативно
– управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и
проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения,
воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и
методического обеспечения педагогического процесса и инновационных
преобразований учебно-воспитательной системы, основные планируемые
конечные результаты, критерии. Школа должна помочь ребенку удовлетворить
свои образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать
положительную систему мировоззрения. В процессе реализации Программы в
рамках деятельности школы предполагается развитие модели сельской школы,
которая всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также
условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания,
объединенных в выделенных приоритетах: личность участников
образовательного процесса (учителя, ученика, родителя), ее самооценка,
развитие; гуманизм как основа образовательного процесса, определяющего
место человека в обществе. Процесс адаптации есть многоаспектное
приспособление индивида к социальной среде обитания.

2

2. Паспорт Программы
Программа определяет концепцию развития школы и основные направления
деятельности по ее реализации. Нормативно – правовая база для разработки
программы развития школы:
1. 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Концепция долгосрочного социально – экономического развития РФ,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р.
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,
утвержденная Президентом РФ от 04.02.2010г.
4. Устава МОБУ СОШ имени Ж.Г.Киекбаева с. Саитбаба.
Цель программы: Создание условий для эффективного развития школы в ходе
осуществления модернизации образования.
Основные задачи программы:
1. Создание условий для модернизации содержания образования, внедрения
ФГОС ООО, ФГОС СОО, современных образовательных технологий,
обеспечивающих доступность качественного образования и успешную
социализацию обучающихся:
1.1. Достижение нового образовательного результата.
1.2. Создание открытой развивающей среды, обеспечивающей удовлетворение
индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, построение
индивидуальных образовательных траекторий.
1.3. Создание безопасных и комфортных условий для обучения и воспитания.
3

1.4. Развитие единого информационного пространства на основе ИКТ
технологий.
2. Создание условий, направленных на повышение воспитательного потенциала
школы:
2.1. Создание условий, обеспечивающих систему работу по развитию
духовности, формированию гражданственности и активной жизненной позиции
обучающихся.
2.2. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и
антиобщественных действий несовершеннолетних.
3.Создание условий для обновления педагогических кадров и непрерывного
совершенствования профессионального мастерства педагогических и
руководящих кадров школы:
3.1. Участие в реализации новой модели развития и оценки профессионального
мастерства педагогических и руководящих кадров.
3.2. Развитие системы стимулирования успешной профессиональной
деятельности.
3.3. Прохождение курсов повышения квалификации в новых формах.
4. Введение инновационных механизмов управления качеством образования:
4.1. Участие в независимой и гласной муниципальной оценке качества
образования на разных ступенях и уровнях.
4.2. Введение показателей сформированности образовательных и социальных
компетентностей обучающихся.

4

Сроки реализации программы: 2021 – 2026 гг.
Этапы реализации программы:
1. Ориентировочный (2020 г) Выявление перспективных направлений развития
школы и моделирование ее нового качественного состояния.
2. Основной этап (2021-2024 гг.) Переход образовательного учреждения в
новое качественное состояние.
3. Обобщающий (2026 г). Анализ достигнутых результатов и определение
перспектив дальнейшего развития школы. Управление программой
Корректировка программы осуществляется педагогическим советом школы.
Управление реализацией программы осуществляется директором и Советом
Учреждения.
3. Информационная справка. МОБУ СОШ имени Ж.Г.Киекбаева с. Саитбаба
ориентирована на обучение и воспитание учащихся, а также развитие их
физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей,
образовательных потребностей, с учетом их возможностей, личностных
склонностей, способностей. Это достигается путем создания педагогической
системы, благоприятных условий для общеобразовательного, умственного,
нравственного и физического развития каждого обучающегося в сельской
школе.
3.1. Общие сведения об образовательном учреждении
Сроки получения обучающимися общего образования устанавливаются
соответствующими Федеральными государственными образовательными
стандартами и составляют:
для начального общего образования – 4 года
для основного общего образования – 5 лет
5

для среднего общего образования -2 года
Основными целями деятельности Учреждения являются:
Начальное общее образование:
Формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных
способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности
(овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками самоконтроля,
культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа
жизни).
Основное общее образование:
Становление и формирование личности обучающегося (формирование
нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни,
высокой культуры межличностного и межэтического общения, овладение
основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками
умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов,
способности к социальному самоопределению.
Среднее общее образование:
Становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и
уникальности, осознание собственной индивидуальности, появление
жизненных планов, готовность к самоопределению; достижение
выпускниками планируемых результатов: компетенций и компетентностей,
определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного
возраста, индивидуальной образовательной траекторией его развития и
состоянием здоровья.
Лицензия: № 1096 от 09 ноября 2011 г., выдана управлением по контролю и
надзору в сфере образования РБ, бессрочная. Государственная аккредитация:
№ 0454 от 17 ноября 2011 года, выдана управлением по контролю и надзору в
сфере образования РБ. Действительна до 17.11.2023 г.
6

Число обучающихся уменьшается:
Сведения о численности обучающихся за три года
Уровень
образова
ния

2018год

2019год

начало 2020 года

Кол-во

Кол-во

Кол-во

Кол-во

Кол-во

Кол-во

классов

обучающ

классов

обучающ

классов

обучающ

ихся

ихся

ихся

НОО

7

112

7

109

7

99

ООО

7

117

7

118

7

125

СОО

2

20

2

20

1

9

итого

16

249

16

247

15

233

Контингент обучающихся стабилен, движение учащихся происходит по
объективным причинам (переезд в другие населенные пункты РБ) и не вносит
дестабилизацию в процесс развития школы.
Увеличение

контингента учащихся в ОУ не происходит, численность

стабильно уменьшается.

1. Сведения об истории, социальной среде школы.
Характеристика образовательного процесса и его организационно педагогическое обеспечение. Характеристика здоровье сберегающей среды в
школе.
История школы. Школа в с. Саитбаба была организована 1904 году.
Памятным стал для школы с 1971 и 1974 года, когда были открыты новое
здание школы и здание интерната, так как из многих деревень дети обучались в
нашей школе. В 1968 году школе дали имя нашего земляка, академика,
7

ученого, языковеда Ж.Г.Киекбаева, который проработал директором школы во
время Великой Отечественной войны. В школе кабинетная система обучения.
Имеется котельная, отопление газовое, пришкольная территория озеленена.
Ежегодно делается хороший ремонт школы, приобретены учебные компьютеры.
Школа имеет столовую на 50 посадочных мест, спортзал, библиотеку, хорошо
оформленный школьный музей. Сегодня школа функционирует как
образовательное учреждение, в котором сформировано 13 класс-комплектов:
- на первой ступени обучения - 5 классов, в которых обучается 99 школьников;
- на второй ступени обучения - 7 классов с количеством обучающихся 125
учащихся;
-на третьей ступени обучения - 1 класс, количеством - 9 .
В НОШ д. Каран Елга - 2 класс комплекта, где насчитывается 18 детей ;
- в дошкольных группах имеется 4 группы с количеством 75 детей.
Характеристика педагогических кадров в школе
Кол-во

%

Общее количество работников ОУ (все работники)

44

100

Всего педагогических работников

35

80

Учителя, ведущие уроки

28

100

Учителя с высшим образованием

24

86

с высшим педагогическим

24

86

с

0

0

26

93

26

93

из них:
высшим

(не

педагогическим),

прошедшие переподготовку
Педагогические

работники,

прошедшие

курсы

повышения квалификации за последние 3 года
(физические лица)
из них:
по ФГОС

8

Учителя,

аттестованные

на

квалификационные

25

89

13

46

на первую квалификационную категорию

12

43

на соответствие занимаемой должности

-

-

без категории

3

11

категории (всего):
из них:
на высшую квалификационную категорию

Характеристика педагогических кадров в дошкольных группах
Год

Всего

Квалификац.

педагогов

Категория

Уровень образования

Высшее

I

II

высшее

среднее спец.

2017-18

8

1

3

0

3

5

2018-19

8

1

3

4

4

4

2019-20

7

4

0

3

4

3

В школе есть библиотека, столовая, где все дети , 100%, обеспечены горячим
питанием. Организован досуг детей: работают спортивные секции, кружки.
Проводятся вечера, дискотеки, праздники, тематические субботы.

В 2019 -20 учебном году были следующие тематические субботы:
Направленность

Дата проведения Количество

Количество

Форма проведения
9

«тематической

«тематической

обучающихс

субботы»

субботы»

я принявших обучающих
участие

родителей

«тематической
субботы»

в ся

«тематическ

принявших

ой субботы»

участие

в

«тематичес
кой
субботы»
Здоровая суббота

сентябрь

234

57

Проведены
массовые
легкоатлетические
забеги,
товарищеские
встречи по футболу,
волейболу

среди

родителей

и

учащихся
Этнокультурная
суббота

октябрь

234

68

“Башкирские
национальные игры
“ ( 1-4
кл.):Мероприятия
прошли по знаком
100-летия
Республики
Башкортостан и
100-летия
народного поэта
Мустая Карима.
(5-11 кл.)

Характеристика образовательного процесса и его организационно –
педагогическое обеспечение. В настоящее время в школе обучается 233
10

ребёнка. Из них: начальное общее образование - 99 обучающихся, основное
общее образование – 125 обучающихся. Всего в школе 15 класс-комплектов. 11
класса нет. Обучающиеся проживают в четырех деревнях с. Саитбаба, д. Каран
Елга, д. Кулкан. д. Тугай. Наиболее значимой проблемой, стоящей перед
школой в настоящий момент, является неблагоприятная демографическая
ситуация. Отсутствие перспектив, работы и заработной платы в родном селе
вынуждает выпускников покидать её. Уменьшение молодых семей привело к
уменьшению контингента обучающихся. Школа работает в одну смену. В
режиме 5-дневной недели обучаются 1-10 классы. Учебный год начинается 1
сентября. Продолжительность учебного года в 1-х классах – 33 недели, в
последующих – не менее 34 недель. Продолжительность каникул
устанавливается в течение учебного года: осенние - 8 дней, зимние – 12 дней,
весенние - 10 дней (общей продолжительностью не менее 30 календарных
дней), летом – не менее 8 недель.
Режим занятий обучающихся
№

мероприятия

1

начало первого урока

2

перемена между уроками 1-2, 5-6, 6-7

3

перемены для приема пищи :

время
9.00

сроки
не более 45 минут
10 минут

после 2 урока - обучающиеся 1-4
классов

10.35

20 минут

11.35

20 минут

12.35

20 минут

после 3 урока - обучающиеся 5-7
классов
после 4 урока - обучающиеся 8-10
классов

Динамическая пауза - 40 минут
11

В 1 классе применяется ступенчатый метод наращивания учебной нагрузки:
- в сентябре, октябре – 3 урока по 35 минут, в ноябре, декабре - 4 урока по 35
минут, в январе - мае – 4 урока в день по 40 минут каждый и один день в
неделю не более пяти уроков за счет урока физической культуры.
Объем домашних заданий: объем домашних заданий должен быть таким,
чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических
часах): - во 2х - 3 х классах — 1,5 часа; - в 4х -5 х классах — 2 часа; - в 6х -8 х
классах — 2,5 часа; - в 9 ом классе — 3,5 часа. В первом классе обучение
строится без домашних заданий. Промежуточная аттестация - апрель- май.
Сведения о социальном составе учащихся
Социальный паспорт на 31 декабря 2020 года
№ Показатель
1

Количество детей в

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

итого

99

125

9

233

школе

2

Количество девочек

52

67

5

124

3

Количество мальчиков

47

58

4

109

4

Количество неполных

15

13

0

28

7

7

0

14

2

3

0

5

2

1

0

3

семей/в них детей

5

Количество детей из
социально-опасных
семей

6

Количество опекаемых
детей (всего)

7

Количество детейинвалидов

12

8

Количество

43/43

42/42

3/3

88

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

многодетных семей/в
них детей

9

Количество детей,
состоящих на учете как
социально опасные
семьи/в них детей

10 Дети,состоящиеся на
внутришкольном учете

11 Дети на учете КДН

Школа работает в оптимальном режиме, об этом свидетельствует
стабильный состав педагогического коллектива: на протяжении последних лет
учителя школы активизировали использование элементов технологий:
развивающего обучения; разноуровневого обучения; личностноориентированного обучения; технологии использования игровых методов;
информационно-коммуникативных технологий; здоровье сберегающих
технологий; электронное и дистанционное обучение. Большое внимание в
работе уделяется координации действий педагогического коллектива школы и
родителей, что позволяет достигать существенных результатов в работе по
профилактике правонарушений в подростковой среде, соблюдению правил
поведения для обучающихся, Устава школы. Работа Совета Учреждения
позволяет наиболее эффективно решать вопросы, связанные с
правонарушениями несовершеннолетних, нарушениями ими Устава школы. На
заседание Совета Учреждения обязательно приглашаются классные
руководители, родители несовершеннолетних или лиц их заменяющие. Для
реализации и успешной отработки задач в соответствии с национальной
13

образовательным проектом «Образование» и Концепцией долгосрочного
социально-экономического развития РФ в школе проводятся тематические
педагогические советы и родительские собрания. Разнообразные формы
методической работы с педагогическими кадрами призваны обеспечить
повышение педагогического мастерства учителей. Учителя школы принимают
активное участие в работе районных методических объединений.
Качество знаний по ОУ:
Информатизация школы - это не просто внедрение соответствующих
технологий в учебный процесс, а изменение содержания, методов и
организационных форм общеобразовательной подготовки учащихся на этапе
перехода к образованию в условиях расширенного доступа к информации.
Использование информационных технологий является одним из важных
направлений деятельности в нашей школе. В школе созданы все условия, при
которых учебно – воспитательные и управленческие задачи решаются на основе
использования современных информационных технологий: Материально –
техническое обеспечение: Компьютер – 15, ноутбук – 10. В трех кабинетах
установлены проекторы, мультимедийная доска, организовано рабочее место
учителя. В 2019 году наше ОУ попало под федеральный национальный проект
"Точка Роста", что позволило обновить материально- техническую базу по
предметам математики и информатики, ОБЖ и технологии. Обучающиеся
нашей школы начали с удовольствием изучать основы робототехники,
трехмерного моделирования , учатся оказывать первую медицинскую помощь,
развивают шахматное образование, учатся создавать медиапродукты, развивают
свою социальную активность через проектную деятельность, ведь для сельских
школьников появилась возможность заниматься с новыми средствами
коммуникативных технологий.
Образовательные программы рассчитаны на пять лет, с 2019 года по 2024
год. В прошлом учебном году начали реализовать программы в 5, 6, 7 классах в
14

этом году в 8 классах, на следующий год девятиклассники начнут заниматься
проектной деятельностью.
Кадровое обеспечение УВП. Важную роль в профессиональном развитии
педагогов играет аттестация и курсовая подготовка. Всего в школе работают
педагогических работников – 35, из них учителей – 28, воспитателей
дошкольной группы – 7: из них с высшей категорией – 16; с I категорией – 16;
соответствие занимаемой должности – 1, без категории 2. Со стажем работы от
15 до 40 лет - Педагогов с высшим образованием – 24. Со средним
специальным педагогическим образованием - 4. За последние годы наблюдается
рост профессионального уровня педагогов. Стремление учителей к повышению
профессионального уровня и педагогическому поиску создают необходимые
условия для развития и движения вперед. Все педагоги школы прошли курсы
повышения квалификации по ФГОС.
Условия обеспечения качества образовательной деятельности.
Качество образования измеряется разными показателями, в том числе и
традиционными:
Результаты итоговой аттестации выпускников основной школы за последние
3 года:
Учебный год

Количество

успеваемость

качество

количество,

выпускников

оставшихся на

9 класса

повторное
обучение

2017-2018

30

100 %

42%

0

2018-2019

18

100 %

56%

0

2019-2020

18

100 %

54%

0

15

Все выпускники 9 класса в 2018-2019 учебном году успешно прошли
Государственную (итоговую) аттестацию и показали 65 % качества знаний по
русскому языку, что выше прошлогоднего показателя в на 3.5 %, качество
знаний по математике равно прошлогоднему результату.
Неудовлетворительных результатов нет.
Предмет

Кол–во Получили оценку
учащихся

Средняя

5

4

3

2

оценка

Русский язык

18

2

8

1

0

4

Математика

18

4

8

5

0

4

Физика

2

0

4

0

0

4

Информатика

7

0

2

5

0

3,2

Биология

2

0

2

0

0

4

география

6

1

1

4

Обществознание

5

0

3

2

0

3,6

Родной язык

7

5

2

0

0

5

0

3

Полученные результаты государственной итоговой аттестации выпускников
9 класса показывают положительную динамику в качественном выполнении
экзаменационных работ по предметам. Это свидетельствует об эффективной
деятельности педагогического коллектива, включающей в себя проведение
инструктивных совещаний, родительских собраний, консультаций, организацию
дополнительных занятий. В течение учебного года проводились пробные
экзамены по математике, русскому языку и предметам по выбору учащихся. В
рамках ВШК отслеживались результаты контрольных работ по этим предметам.
Выводы:
Все обучающиеся 9 класса успешно прошли государственную итоговую
аттестацию в 2019 году. Успеваемость по школе по результатам ОГЭ составила
100%. Все выпускники получили аттестаты об образовании.
16

В 2019-2020 учебном году из-за пандемии короновирусной инфекции
КОВИД-19, ГИА в 9 классах была

отменена. Все выпускники получили

аттестаты об образовании по итогам промежуточной аттестации.

Среднее общее образование (11 класс)
Результаты итоговой аттестации выпускников средней школы за последние
3 года:
учебный год

Количество

успеваемость

качество

число ,

выпускников

оставшихся на

11 класса

повторное
обучение

2017-2018

2

100 %

100%

0

2018-2019

6

100 %

65%

0

2019-2020

10

100 %

80

0

Выпускники 11 класса в прошлом учебном году проходили аттестацию в форме
единого государственного экзамена. Учащихся, проходящих аттестацию в
щадящем режиме, в 11 классе не было.
Математику и русский язык сдавали 5

выпускников в обязательном

порядке, остальные учебные дисциплины – по выбору.
Выбор предметов для прохождения государственной итоговой аттестации
выпускников 11 класса осуществлялся осмотрительно:
ЕГЭ является для них и вступительным испытанием для поступления в ОО
СПО и ОО ВПО.
Выпускники 11 класса в 2020 году выбрали по выбору

следующие

предметы:
Математика профильная – 5 чел.;
Русский язык – 5 чел.;
17

Химия– 1 чел.;
Биология – 1 чел.;
Физика-1 чел.;
Информатика -1 чел.;
География – 1чел.
Результаты ЕГЭ:
ЕГЭ предмет

Количество

Min

Max

Средний

участников

балл по ОУ

балл по ОУ

балл по
ОУ

Русский язык

5

67

62

67

Математика

5

54

100

54

Информатика

1

34

100

34

География

1

74

Физика

1

52

100

52

Химия

1

47

100

47

Биология

1

60

100

60

(проф. уровень)

74

Анализ результатов ЕГЭ показывает, что выпускники 11 класса успешно
прошли итоговую аттестацию в 2020 году и получили аттестат о среднем общем
образовании. Обращений родителей в школу по вопросам нарушений в
процедуре подготовки и проведения государственной итоговой аттестации
выпускников не было.
В течение 3-х лет аттестаты об основном общем образовании и о среднем
общем образовании получили все выпускники.
Анализ итогов ЕГЭ показал, что учащиеся продемонстрировали знания и
умения, определённые образовательными стандартами. Подготовка к ЕГЭ была
18

проведена на должном уровне. Низкие результаты объясняются недостаточным
уровнем мотивации учащихся на продолжение обучения в образовательных
организациях

высшего

профессионального

образования

или

среднего

профессионального образования, недостаточной самостоятельной работой
учащихся по подготовке к ГИА, слабым контролем со стороны родителей
обучающихся.
Со стороны школы были созданы все условия для подготовки
обучающихся к ГИА: С сентября

по май еженедельно проводились

консультации по всем предметам, выбранным обучающимися для прохождения
ЕГЭ, и дополнительные занятия со слабомотивированными обучающимися по
математике и русскому языку.
Выпускники, награжденные золотой медалью
“ За особые успехи в учении”.
Учебный год

Кол.-во выпускников, награжденных

Количество

золотой медалью

“медалистов” / %от
общего количества
выпускников

2018-2019 уч.год

0

0

2019-2020 уч.год

2

50%

Укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни
подрастающего поколения является приоритетной задачей
общеобразовательного учреждения. Оценка динамики состояния здоровья
учащихся школы. Состояние здоровья обучающихся - один из ключевых
показателей эффективности образовательной программы. Отсутствие
отрицательной динамики определяет результативность целостного
образовательного процесса. Анализируя статистику, можно сделать вывод, что
19

при помощи надлежащих санитарно – гигиенических условий обучения и
постоянного контроля медицинских работников идет уменьшение заболеваний
учащихся. В школе ведутся ежемесячные инструктажи на темы:
1. О профилактике простудных заболеваний,
2. О вредных привычках,
3. О профилактике нарушения осанки и зрения.
Уроки физической культуры часто проводятся на свежем воздухе, что
положительно сказывается на закаливании организма. За период с 2016 года
было проведено много школьных мероприятий. Среди них Дни здоровья,
походы по родному краю, походы выходного дня, соревнования по разным
видам спорта, беседы о соблюдении здорового образа жизни. Охват учащихся
составил 100% от общего количества детей школы. Медицинское обслуживание
обучающихся ведется медперсоналом СУБ с. Саитбаба на основании договора
между ГБУЗ Красноусольская ЦРБ. Серьезное внимание уделяется
предупреждению заболеваний: проводятся плановые профилактические
прививки, вакцинация против гриппа. Большинство родителей дают согласие на
прививки от гриппа. В течение года проводятся индивидуальные и групповые
беседы с обучающимися и родителями. Организация питания учащихся - одна
из важных задач образовательного учреждения по созданию условий для
сохранения и укрепления здоровья школьников. В школе имеется учебно
опытный участок, выращиваем свои овощи. Охват горячим питанием
составляет ежегодно 100 % учащихся. В школе создана социально-досуговая и
просветительская деятельности, направленные на формирование здорового
образа жизни и позитивного мышления обучающихся, которая осуществляется
в ходе классно-урочной и внеучебной деятельности. Одним из определяющих
факторов успешного функционирования школы является обеспечение
безопасности жизнедеятельности учащихся и работников. Основополагающими
принципами работы администрации школы являются признание и обеспечение
20

приоритета жизни и здоровья работников и обучающихся по отношению к
результатам их трудовой и образовательной деятельности. В результате
системных мероприятий не зафиксировано несчастных случаев. Социально досуговая деятельность обучающихся проводится по следующим направлениям:

Направление «Здоровье» (спортивно-оздоровительное воспитание)
Цель: создание условий для сохранения и укрепления здоровья
обучающихся, формирования устойчивой потребности в здоровом образе
жизни. Знать, уметь О здоровом образе жизни; о своём физическом и
физиологическом развитии; о режиме дня и питании; о правильном
распределении физических нагрузках; ухаживать за своим телом следить за
осанкой; противостоять вредным привычкам Мероприятия Физкультминутки,
физкультпаузы, подвижные перемены, занятия физической культурой, участие в
школьных и районных соревнованиях, знакомство с достижениями спорта,
уроки здоровья, классные часы: «Путешествие в Царство хороших привычек»,
игра «Умей сказать «Нет», устный журнал «Наркотики: зависимость и
последствия», диспут «Удержись от вредной привычки!», беседа «Подросток в
мире вредных привычек» (О вреде табакокурения), просмотр и обсуждение
презентации «Курить уже не модно» и др., тематические классные часы с
привлечением медперсонала, обучающие занятия (по правилам дорожного
движения и ТБ), в т.ч. на встрече с сотрудником ДПС; тренировочные занятия
по эвакуации при ЧП; семейные спортивные соревнования; оформление
листовок по профилактике вредных привычек; организация питания. Работа
кружка ВД «Дружи со спортом», «Если хочешь быть здоров», «Школа здоровых
привычек»

Направления «Патриот» (гражданско-патриотическое, духовнонравственное, правовое воспитание).
21

Цель: создание условий для развития личности обучающихся на основе
нравственных ценностей и исторического опыта России, направленного на
формирование активных жизненных позиций, гражданского самосознания,
воспитания любви к Родине, родной школе, отчему краю, положительного
отношения к труду. Знать, уметь государственную символику, символы,
историю села; традиции школы, народные обычаи и праздники, выдающихся
личностей государства, даты знаменательных событий; понятия «чуткость»,
«доброта», «милосердие». Мероприятия Районная краеведческая конференция,
районные мероприятия, тематические классные часы, диспуты,
интеллектуальные игры, организация и проведение школьных и классных
мероприятий, уроки Мужества, знакомство с историей, знаменитыми людьми и
достопримечательностями края, экскурсионные поездки, посещение музеев,
театров; изучение народных промыслов, обычаев, традиций, игр, День
народного единства, День Победы, День защитников Отечества, исторические
памятные даты; посещение братских захоронений и уход за ними, трудовые
десанты, акция «Чистая деревня", предметная неделя, День Милосердия.

Направление «Талантливым может быть каждый» (интеллектуальнопознавательное).
Цель: развитие познавательных способностей, воспитание ценностного
отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических
идеалах и ценностях. Знать, уметь о культуре отбора, восприятии информации,
её воспроизведении и передачи; способы развития памяти, воображения; имена
великих и выдающихся людей; народные промыслы и ремесла; высочайшие
духовные достижения человека; Мероприятия участие в интеллектуальных
игровых конкурсах, тематические беседы, диспуты, дискуссии, совместное
планирование дел вместе с классным руководителем; участие в районных
научно-исследовательских конференциях и различных конкурсах;
22

исследовательская работа; познавательные игры и викторины, предметные
недели, книги как источники знаний, ИКТ.

Направление «Творчество» (художественно-эстетическое)
Цель: совершенствование и развитие индивидуальных творческих
способностей обучающихся. Развитие художественного вкуса, умения видеть,
понимать и анализировать прекрасное. Знать, уметь реализовывать свои
способности через творческую деятельность; сценическую культуру; даты
знаменательных событий; способности, увлечения, склонности; выдающихся
деятелей культуры ; видеть и создавать красоту; Мероприятия Выставки
детских рисунков и поделок, активное участие во всех школьных мероприятиях,
календарные праздники, совместное планирование и создание сценариев ко
всем школьным праздникам, концертам, участие в районных творческих
конкурсах, выставках, смотрах, фестивалях, районный конкурс юных чтецов ,
посещение музеев (очные и виртуальные), театров, занятия в кружках, участие в
мероприятиях сельского дома культуры.

Направление« Саморазвитие» (личностный рост).
Цель: формирование навыков саморазвития и самосовершенствования,
обеспечивающих их социальную успешность. Знать, уметь организовывать своё
свободное и рабочее время; участвовать в органах самоуправления в школе,
ответственно относится к своим поручениям, высказать своё собственное
мнение и аргументировать его, о роли личности в развитии общества: что может
отдельный человек? Мероприятия цикл занятий «Я познаю себя», даты
знаменательных событий; коммуникативные игры, анкетирование, час
диспутов, суждения и анализа поступков «Как узнать себя и развить свои
способности?», Классный час «Зеркала самооценки»
Направление «Семья»
23

Цель: развивать сотрудничества с родителями обучающихся, повышать
педагогическую культуру родителей. Знать, уметь Родословную, семейные
традиции, обычаи и праздники, правила поведения в семье. Мероприятия
Общешкольные родительские собрания « О правах ребенка», «Влияние
благополучия семьи на личностное развитие ребенка». Привлечение родителей
к школьным делам и мероприятиям.
3.3. Сведения о материально-технической базе школы и её состояние
кабинет

количество

оснащение

мест
(оптимальное)
русский язык

1/ 25

проектор , компьютер, экран

математика

1/25

проектор, компьютер, экран

физика

1/25

лаборатория

химия

1/25

лаборатория

информатика

1/25

15 компьютеров

начальный класс

1/25

интерактивная доска, проектор,
сканер, компьютер, принтер

ОБЖ

1/25

ноутбук для учителя, манекены для
демонстрации по оказанию первой
медицинской помощи

башкирский язык

1/25

компьютер с монитором, телевизор

робототехника

1/20

интерактивный комплекс, 10
нетбуков, принтер, виртуальные
очки, 3 квадрокоптера, 3D принтер

Здание школы находится в удовлетворительном состоянии. Школа
располагает столовой на 50 посадочных места, библиотекой. Общее количество
24

учебных классных комнат - 16. Библиотека имеет в своем фонде 8429 учебника.
К сети Интернет подключено 15 компьютеров школы. В школе центральное
отопление.
3.4. Финансовое обеспечение деятельности и его источники.
Школа осуществляет свою деятельность за счет бюджетов муниципального
финансирования.
3.5. Организация деятельности учреждения.
3.5.1 Организация деятельности по профилактике правонарушений
Деятельность педагогического коллектива по профилактике правонарушений
занимает важное место в системе воспитательной работы школы и
осуществляется согласно п.2 ст.14 Закона РФ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» по
следующим направлениям:
· выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном
положении;
· ежедневный учет несовершеннолетних, не посещающих занятия в школе;
· оказание помощи семьям, находящимся в социально-опасном положении;
· разработка мероприятий, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
· обеспечение занятости детей досуговой деятельностью.
В школе созданы благоприятные условия для образовательной деятельности и
социальной адаптации всех учащихся школы. С целью профилактики
правонарушений организуются встречи с работниками ОВД. Важной формой
профилактики правонарушения является деятельность Совета Учреждения,
которая направлена на предупреждение уклонения от учебы, неуспеваемости
учащихся, девиантного поведения, работу с семьей и социальным окружением.
В образовательном учреждении отсутствуют учащиеся, условно осужденные,
состоящие на учете за употребление ПАВ, больные наркоманией.
25

Существующие сегодня традиционные для массовой школы модели
организации образовательного процесса на различных ступенях общего
образования нуждаются в существенной модернизации, поскольку от них в
огромной степени зависит целостное обновление содержания образования,
получение школьниками нового опыта, адекватного современным требованиям
опыта жизни. Смена парадигмы образования от традиционной к личностноориентированной, переход образования на ФГОС требуют от школы
совершенствования, изменения педагога – становления его как профессионала,
глубоко знающего свой предмет и легко ориентирующего в инновациях,
психологических процессах, владеющего разными технологиями преподавания
своего предмета Существующие проблемы школы, на наш взгляд, следующие:
· удаленность школы от районного и республиканского центра;
· низкий уровень развития мышления, речи отдельных сельских школьников,
двуязычие (мышление на башкирском языке) обусловленный узостью круга
общения,
· присутствует определённый (небольшой) процент родителей, равнодушных к
образованию своих детей, не участвующих в делах школы, а также, некоторые
негативно влияют на воспитание и развитие своих детей;
3.5.2 Анализ внутренних факторов
Положительным в работе школы являются следующие моменты:
· стабильный кадровый потенциал;
· односменность режима работы;
· система работы с родителями;
· соблюдение прав и свобод участников образовательного процесса;
· гражданско-патриотическая и спортивно-оздоровительная направленность
воспитательной системы;
· близость сельских детей к природе, общение с ней;
· общешкольные ключевые дела;
26

· раннее ознакомление детей с основными видами сельскохозяйственных работ
и приобретение элементарных навыков трудовой деятельности;
· трудолюбие и добродушие сельских детей;
· сплочённость разновозрастного детского коллектива.
Эти факторы позволяют выйти школе на более высокую ступень – создание
модели адаптивной школы, где в основе лежит личностно – ориентированный
подход к ребенку. Вместе с тем анализ внутренних факторов позволяет выявить
проблемы в работе коллектива: · недостаточность специальной нацеленности и
умений педагогов на формирование у учащихся социального опыта и развитие
самостоятельности;
· не всегда учитывается индивидуальность ученика;
· с одной стороны, деятельность школы оценивается по результатам участия в
олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, а с другой - далеко не каждый ученик
способен в них участвовать, а школа должна обеспечить успешность каждому
ученику;
· недостаточная материально-техническая база.
Организация учебно – воспитательного процесса, основанного на
дифференциации, предполагает:
1. Воспитание индивидуальности – создание условий для выбора содержания
учебного материала в соответствии с собственными интересами личности,
своими возможностями.
2. Воспроизводство и рост интеллектуального потенциала социума –
использование возможностей каждого члена социума для максимального
развития его интеллектуального и творческого потенциала, последующего
профессионального самоопределения.
3. Использование проектной деятельности. Все выявленные в ходе анализа
проблемы влияют на качество образования выпускников, их адаптацию к
современной социальной среде. С другой стороны, школа не обеспечивает
27

полностью противоречия между массовым характером обучения и
индивидуальным способом усвоения знаний. Исходя из анализа данных
факторов, считаем необходимым:
· Выработку и реализацию качественно нового, личностного и
ориентированного образования на основе сохранения и поддержки
индивидуальности ребенка
· Создание условий для предметно – нравственной среды, стимулирующей
коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды
активности ребенка – организованную в зависимости от возрастной специфики
его развития.
· Формирование устойчивости к асоциальным влияниям, к возникновению
вредных привычек и неадекватных способов поведения
· Создание условий для осознанного выбора каждым обучающимся своей
образовательной траектории. Желание участников образовательных отношений
мы узнали из проведенного нами анкетирования. Анкета включала вопросы о
требованиях, которые они предъявляют к школе. Потребности учеников звучали
так:
· Информировать обучающихся и родителей о возможностях сохранения
здоровья.
· Внедрение современной информационно коммуникативные технологии на
всех ступенях обучения.
· Уменьшение учебной нагрузки.
Ожидания родителей:
· Обеспечение безопасного и комфортного пребывания учащихся в школе.
· Сохранение здоровья детей.
· Высокое качество образования
· Компьютерная грамотность
· Конкурентоспособность выпускников школы
28

· Духовное развитие, выявление и развитие творческих способностей ребенка.
· Организация досуга ребенка как способ ограждения его от влияния
криминальной среды
Потребности местного сообщества:
· Здоровая молодежь
· Созидательно настроенная, умеющая вести себя
· Инициативная и ответственная в построении собственной жизни, карьеры.
· Уважающая детство и старость, умеющая встраиваться в существующие связи
Профессионально-педагогические потребности учителей:
· Повышение квалификации самообразования.
· Повышение авторитета учителя.
· Осуществление необходимым современным оборудованием.
· Создание творческой атмосферы в коллективе
· Система социальной защиты педагога
· Улучшение условий труда
В связи совсем вышесказанным считаем необходимым и приемлемым создание
модели адаптивной сельской школы.
1. Миссия школы Если у села нет выбора, какой школе доверить судьбу
своего ребенка, то этот выбор должна сделать школа в определении своего
предназначения, своей миссии в сельском социуме. Школа на селе играет роль в
подъеме экономики социальном развитии села, в обеспечении психологической,
социальной и профессиональной готовности выпускников школы к
реформированию аграрного сектора и социальной среды села, она и должна
развивать само село. Школа призвана воспитывать обучающихся
- будущих выпускников так, чтобы:
- научить их учиться;
- научить жить;
- научить жить вместе;
29

- научить работать и зарабатывать. Миссия адаптивной модели сельской
школы - «Развитие индивидуальных способностей – залог будущего успеха:
Обеспечение и постоянное развитие перспектив совершенствования
образовательного процесса на основе создания среды для самообразования,
саморазвития, самореализации с применением современных информационнообразовательных технологий с целью:
· создания открытой образовательной системы,
· обеспечения инвестиционной привлекательности для социума, так как
выпускник школы будет обладать качествами конкурентоспособной личности:
экономической грамотностью, мобильностью, критическим и творческим
мышлением, потребностью в самообразовании и навыками практического
моделирования ситуаций;
· достижения учителем высокого профессионального мастерства через
самообразование, через освоение информационно- коммуникационных
технологий;
· вооружение обучающихся знаниями, необходимыми для жизни в
агросоциуме;
· подготовка новых поколений аграриев – специалистов разных уровней.
5. Цели.
Стратегическая цель – адаптировать учебную деятельность к
индивидуальным особенностям школьников, условиям развития школы в
целом, путем введения в учебную деятельность новых методик обучения и
воспитания, диагностики уровня усвоения знаний, умений и навыков,
психологической диагностики уровня актуального развития, создания условий
для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, комфортных
условий для развития личности ребенка, подготовка выпускников школы к
реформированию аграрного сектора и социальной среды села, формирование у
учащихся мотивации к самореализации в условиях села.
30

Тактические цели:
· Повышение качества образования, отвечающее современным требованиям к
условиям осуществления образовательного процесса в рамках внедрения новых
федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего
образования и формирование готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и высокой социальной активности. · Совершенствование системы
выявления и поддержки талантливых детей и создание условий реализации их
образовательного потенциала.
· Совершенствование кадрового потенциала, повышение квалификации
педагогических кадров для работы в современных условиях, привлечение
молодых учителей.
· Привлечение финансовых средств для развития школьной инфраструктуры.
· Совершенствование системы сохранения, укрепления здоровья детей и
создание условий для эффективного использования здоровье сберегающих
технологий и обеспечение безопасных условий учебной деятельности.
· Развитие форм государственно – общественного управления школой,
обеспечение открытости для социума;
Оперативные цели:
1. Изучить микросреду школы, образовательные потребности учащихся, их
родителей, педагогов.
2. Проанализировать состояние образовательной деятельности в школе с целью
выявления противоречий в его содержании и организации с учетом
установленных потребностей учащихся и их родителей.
3. Организовать теоретическую подготовку учителей по реализации личностно
ориентированного подхода в образовательной деятельности.
4. Осуществлять реализацию ФГОС.
5. Обеспечить сочетание в образовательной деятельности репродуктивных и
творчески преобразующих методов обучения с преобладанием последних.
31

6. Внедрить образовательные технологии, продуктивные формы и методы
обучения, учитывающие возрастные и индивидуально-психологические
особенности школьников и обеспечивающие увеличение объема
самостоятельной работы школьников.
7. Продолжать внедрять «обучение в сотрудничестве», проектную технологию
и разноуровневое обучение как наиболее легко «вписывающиеся» в классноурочную систему занятий.
8. Обеспечить стимулирование инновационной деятельности учителей школы.
9. Организовать деятельность учителей по овладению методикой современного
урока и новыми образовательными технологиями.
10. Организовать публикации творчески работающих учителей.
11. Определить механизмы включения родителей и обучающихся в
деятельность по разработке социальных проектов для села.
12. Продолжить приобретение современного компьютерного оборудования.
13. Совершенствовать технологии работы с одаренными детьми и
обучающимися, испытывающими затруднения в учебе.
14. Организовать пополнение фонда библиотеки учебниками, художественной
и методической литературой.
15. Создавать новые интерьеры учебных кабинетов и рекреации школы.
16. Внедрять новые формы воспитательной работы с обучающимися
17. Участвовать в различных республиканских и федеральных проектах
6. Концепция развития желаемого будущего состояния школы
Концепция как общий образ школы возникает при анализе социального заказа,
существующей ситуации в школе, то есть выявления потенциальных «факторов
роста», «факторов развития», которые уже на сегодняшний момент имеются в
школе:
· сложившиеся традиции в обучении, развитии и воспитании обучающихся;
32

· неплохой кадровый потенциал, обладающий необходимым уровнем
преподавания и способный к творческой поисковой работе;
· определенный контингент учащихся;
· любовь к сельскохозяйственному труду; развитие навыков ведения личного
подсобного хозяйства (пчеловодства, скотоводства, выращивание овощей итд) в
условиях рынка
· сельская глубинка дает условия для формирования здорового образа жизни.
Эти факторы развития могут служить стартовой площадкой для формирования
адаптивной модели сельской школы для агросоциума. Главная идея,
положенная в основу концепции – формирование компетентной, физически и
духовно здоровой личности, способной к самоопределению в обществе через
взаимодействие с субъектами внешней среды, развитие индивидуальных
возможностей, ориентация на подготовку обучающихся к жизни и труду на
селе, личном подсобном хозяйстве, подготовка выпускника сельской школы к
жизни. Концепция обучения – воспитывающая, в основе которой:
· овладение школьниками культуры ценностных ориентаций села,
взаимоотношений жителей села, повседневные общения;
· социальная адаптация учеников в реальной жизни на селе;
· психологическая коррекция, снятие трудностей обучения, общения,
взаимоотношений в процессе учебной деятельности
· подготовка учащихся к сельскохозяйственному труду;
· подготовка одаренных детей к поступлению в колледжи, в высшие учебные
заведения.
Принципы обучения и воспитания в модели В основу организации
жизнедеятельности адаптивной сельской школы мы кладем следующие
принципы:
1.Принцип личностного подхода.
Согласно современным представлениям, его основными сторонами являются:
33

· ценность личности, заключающаяся в самоценности ребенка;
· уникальности личности, состоящей в признании индивидуальности каждого
ребенка;
· приоритет личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а
как средство развития личности каждого индивидуума
· субъективность учебно – воспитательного процесса, ориентация на
внутреннюю мотивацию обучения и свободу выбора ребенком сфер
приложения сил в организации школьной жизни
· самореализация - раскрытие и развитие природных возможностей, задатков,
способностей, потребностей и склонностей.
· социализация – осознание и освоение человеком современных культурных
ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной
жизни;
· адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;
· индивидуализация – развитие и продуктивно – творческое индивидуально –
неповторимого потенциала личности
2. Принцип реальности
Предполагает тесную координацию целей и направлений воспитания и
обучения с объективными тенденциями развития жизни общества, развития у
учащихся качеств, которые позволяют ей успешно адаптироваться к трудностям
и противоречиям современной жизни на селе и в городе. В этой связи особое
значение приобретают воспитание правовой и политической культуры личности
на основе знания современного законодательного процесса, государственного
устройства общества, конституционных прав, свобод и обязанностей.
3. Принцип гуманности предполагающий:
· создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважения
чести и достоинства личности ребенка, педагога;
34

· формирование в школе действенной альтернативы тем тенденциям развития
современной цивилизации в целом и российского общества в частности,
которые разрушают человеческую личность (обстановка нетерпимости,
насилия, экстремизм, жестокость, грубость, хамство, несправедливость в
отношениях между личностями);
· развитие таких ценностей и приоритетов, как сохранение и развитие жизни на
Земле, разумное отношение к природным богатствам своего села, Родины;
· формирование человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия,
доброжелательности, национального согласия, сотрудничества, взаимной
помощи, заботы и ответственности, справедливости, правдивости, честности,
совестливости, порядочности.
1. Принцип демократичности
Предполагающий организацию всей школьной деятельности на основе
подходов, противоположных авторитарности, бюрократии, с одной стороны, и
анархической вседозволенности – с другой, реализуется в системе обучения и
воспитания через:
· разработку системы локальных актов, определяющих содержание, цели, по
определенным направлениям деятельности в школе;
· создание отношения в коллективе, на основе взаимного уважения прав и
свобод учителей, обучающихся, родителей;
· разработка и внедрение в школе ученического самоуправления, кодексов,
уставов и правил поведения, устанавливающих взаимную ответственность
членов коллектива в осуществлении личных прав и свобод;
· развитие коллективных и коллегиальных начал управления и самоуправления
школой с равноправным участием педагогов, родителей, обучающихся;
· развитие гражданской инициативы, приобретение практического опыта
участия в современных демократических процессах.
1. Принцип научности предполагающий:
35

· развитие у обучающихся современного научного мировоззрения, понимание
места и роли человека в мире, в обществе
· постоянное обновление содержания учебных программ и пособий, введение в
региональный и школьный компоненты современных предметов и курсов
гуманитарного и естественного цикла (историческое краеведение, информатика
и т.д.);
· создание эффективной системы научно – методического информирования
педагогов, постоянного повышения уровня эрудиции и культуры,
профессиональной компетенции.
1. Принцип природосообразности
Предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи
природных и социокультурных процессов, что обучающихся обучают и
воспитывают сообразно по полу, возрасту, формируют у них ответственность за
развитие самих себя.
1. Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает
формирование навыков социальной адаптации, самореализации. Модельное
представление адаптивной сельской школы. Мы видим школу как
общеобразовательное учреждение, обеспечивающее эффективное физическое
развитие ребенка, с индивидуальными занятиями во 2- смену, позволяющие
школьнику найти себе занятие здесь по своим интересам. Мы считаем, что
выпускник нашей школы должен обладать следующими качествами
Модель выпускника школы
направления

основная и средняя

начальная 1-4 классы

5-11 классы
гражданские

- знание своих прав и

- знание своих прав и

качества

обязанностей

обязанностей

- любовь к родному селу,

- долг и ответственность

краю
36

- любовь к природе, охрана

перед семьей и школой

- уважение к традициям

- осознанность своих

народа

поступков

- иметь свое мнение, уметь

- патриотизм

принимать решение,

- правдолюбие

-независимость убеждений;
-полноценная социализация
нравственные

- доброта, милосердие,

понятие чести

качества

гуманизм

- достоинства

- взаимовыручка

- выдержка

- честность, порядочность

- умение жить в коллективе

- понимание другого

- здоровый образ жизни

человека

- взаимопонимание и

- уважение к старшим

взаимовыручка

здоровый образ жизни
- уважительное отношение к
чужому труду
- любовь к школе
- обязательность
интеллектуальные - освоение

- освоение

способности

общеобразовательных

общеобразовательных

программ по предметам

программ по предметам

учебного плана на уровне,

учебного плана на уровне,

необходимом для

необходимом для

продолжения образования

продолжения образования

- стремление к познанию

- овладение основами

- овладение компьютерной

компьютерной грамотности

грамотностью
37

- расширение своего
кругозора
- умение анализировать
- самостоятельность
познания
- любознательность
- способность к
самообразованию
общая культура

- культура поведения

-приобщение к ценностям

- приобретение навыков

своего народа, традициям,

этикета - приобщение к

обычаям

художественным ценностям

- чувство прекрасного

- знание норм морали

- внешний опрятный вид

- уважительное отношение к
прошлому

7. Стратегический план развития школы
I. Совершенствование образовательной программы учреждения
1. Работа по ФГОС.
2. Обновление рабочих программ по предметам.
3. Активизация применения ИКТ в учебной деятельности.
4. Развитие взаимодействия учебных дисциплин на основе межпредметных
связей.
5. Создание наиболее благоприятных условий по удовлетворению потребностей
личности в образовательной подготовке, получении знаний, необходимых для
экономического и социального развития, а также индивидуального и
культурного самовыражения личности в обществе.
38

6. Мониторинг эффективности внедрения ФГОС общего образования.
7. Мониторинг учебных достижений учащихся.
II. Развитие системы поддержки талантливых детей
1. Больше привлекать учащихся к творческим конкурсам, олимпиадам,
выставкам.
2. Развитие творческой среды в школе для выявления одаренных ребят.
3. Моделировать учебно – воспитательный процесс как систему, помогающую
саморазвитию, самоопределению личности.
4. Организовать публикацию творческих работ учителей и учащихся в
методических изданиях и в местной прессе.
5. Совершенствование органов ученического самоуправления
III. Совершенствование учительского корпуса
1. Создавать условия для творческой работы и для роста профессионального
мастерства учителей через курсовую подготовку, переподготовку и посещение
семинаров, участие в вебинарах различной тематики, использовать
дистанционные формы обучения.
2. Аттестация педагогических работников
3. Совершенствовать систему поощрения творчески работающих учителей.
4. Создать комфортные здоровьесберегающие условия для повышения
профессионального мастерства, через: - обеспечение оптимальной нагрузки; совершенствование методической работы; - создание психологических
комфортных условий; - формирование нового профессионального мышления.
5. Развитие компьютерной грамотности педагогов.
IV. Изменение школьной инфраструктуры
1. Развитие материально-технической базы школы в соответствии с
современными требованиями.
2. Создание медиатеки, приобретение учебников и интерактивных учебных
пособий.
39

3. Создание условий для использования педагогами и учащимися школы сети
Интернет.
4. Создание комфортных условий пребывания в школе всех участников
образовательных отношений.
5. Совершенствовать качество образования, через оснащение классных комнат
наглядными, раздаточными, дидактическими материалами, пособиями и т.д.
6. Проведение косметического ремонта помещений школы.
V. Сохранение и укрепление здоровья школьников
1. Укрепление физического, психологического и духовного здоровья учащихся.
2. Повышение квалификации педагогических кадров школы по организации
работы, связанной с оздоровлением учащихся.
3. Совершенствование организации питания учащихся в школе.
4. Координирование действий школы, семьи, социума в организации различных
форм работы по пропаганде здорового образа жизни, формированию
стереотипов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
5. Мониторинг состояния здоровья и физического развития учащихся школы в
сентябре ,октябре.
6. Участие в школьных и районных спортивных соревнованиях.
VI. Расширение самостоятельности школ
1. Размещение информации о деятельности школы на школьном сайте, в
средствах массовой информации.
2. Подготовка публичных отчетов о деятельности школы в сентябре каждого
года.
3. Формировать систему педагогических лекториев, тематических родительских
собраний, дней «открытых дверей», общешкольных собраний.
4. Вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс
через:
- родительские собрания;
40

- организацию совместных творческих дел, совместных спортивных
мероприятий.
5. Участие родителей и общественности в управлении школой через:
- Совет Учреждения
- общешкольный родительский комитет
На основе диагностики и мониторинга деятельности педагогов, учащихся и
родителей в конце каждого учебного года делается анализ результатов,
достигнутых в ходе реализации Программы, корректирование.
Направления деятельности.
Начальная школа:
· центральное внимание уделяется общему развитию, сохранению и укреплению
здоровья детей;
· обновление и коррекция учебных программ;
· тесная связь учителя с семьей.
К моменту окончания начальной школы обязательными являются выполнение
ФГОС, а также сформированность положительного отношения к учебе
(мотивационная готовность), достаточно высокий уровень произвольного
поведения, что означает умение включаться в задание, выполнять задачу,
планировать свои действия, выполнять их по правилу и контролировать
развитие способности к адаптации в новых условиях, овладение учениками
доступными им способами и навыками освоения учебной программы.
Основная и средняя школа:
· сохранение и укрепление здоровья детей (закладывание основ здорового
образа жизни);
· формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основ наук;
· повышение мотивации обучения через активизацию познавательной
деятельности, развитие общих и индивидуальных способностей;
41

· формирование коммуникативных и начало вырабатывания рефлексивных
навыков;
· выявление способностей и наклонностей учащихся, с целью выбора
дальнейшего профиля обучения, выбора профессии;
· дифференцированная работа с родительской общественностью;
· вовлечение учащихся в кружки и секции по интересам на базе школы и
учреждений дополнительного образования;
· развитие потребности к самосовершенствованию, формирование способности
к самостоятельному добыванию знаний.
- формирование и развитие навыков проектной деятельности.
В школе проводятся мониторинги физического развития, осуществляется
индивидуальная и дифференцированная помощь детям. Проводится
профориентационная работа. В итоге должны быть обеспечены:
· усвоение ФГОС общего образования;
· приобретение знаний для продолжения образования;
· профессиональная ориентация;
· социализация выпускника.
8. Тактико-оперативный план
№

Мероприятие

п/п

Исполнитель

Индикатор

Сроки
исполнени
яи
показател
и
2021- 2026

I. Совершенствование образовательной программы учреждения
1.

Реализация
федеральных
государственных
42

образовательных
стандартов общего
образования
1.1.Введение

Директор

численность

(реализация)

школы

школьников,

федерального

обучающихся по

государственного

ФГОС на ступени

образовательного

начального,

стандарта (ФГОС)

основного общего

- начального общего

100 %

образования (%)

образования
- основного общего
образования
- среднего общего
образования
1.2. Организация

Директор

количество

повышения

школы

педагогов и

квалификации

руководителей ОУ,

педагогических и

прошедших курсы

управленческих

повышения

кадров для

квалификации для

реализации ФГОС

работы по новым

100

образовательным
стандартам (%)
1.3. Разработка

Директор

наличие ООП НОО

основной

школы

(%) наличие ООП

образовательной

100

ООО (%)

программы 43

начального,
основного и
среднего
1.4. Создание в

Директор

общеобразовательно

школы

100

м учреждении
условий обучения,
соответствующих
требованиям ФГОС
2.

Обновление
школьной системы
оценки качества
образования
2.1. Разработка и

Директор

модель школьной

внедрение модели

школы

системы оценки

школьной системы

качества общего

оценки качества

образования в части

общего образования

освоения программ,

в части освоения

разработанных в

программ,

соответствии с

разработанных в

ФГОС общего

соответствии с

образования (%

ФГОС общего

внедрения)

образования
2.2. Участие в

Директор

комплексном

школы

участие

электронном
мониторинге
44

качества общего
образования
II. Развитие системы поддержки талантливых детей
1.

Организация

Классные

доля учащихся

конкурсов,

руководители,

образовательного

олимпиад,

учителя

учреждения,

фестивалей,

предметники

которые стали

соревнований и т.д.

победителями и

Участие в

призерами

конкурсах,

муниципальных,

олимпиадах, научно

региональных и

исследовательских

всероссийских

конференциях,

конкурсов (%)

120

фестивалях,
спортивных
соревнованиях на
муниципальном,
региональном и
федеральном уровне
2.

Организация

Учителя

доля обучающихся,

участия во

предметники

участвовавших в

Всероссийской

различных этапах

олимпиаде

олимпиады (%)

20

школьников
3.

Создание

Учитель

учащиеся,

школьного банка

информатики

включенные в банк

победителей и

+

данных

призеров олимпиад,
45

конкурсов,
соревнований
4.

Развитие

Учитель

обучающиеся,

дистанционных

информатики

участвующие в

форм работы с

дистанционных

учащимися

конкурсах

+

III. Совершенствование учительского корпуса
1.

Обеспечение

Директор

доля педагогов,

непрерывности

школы

прошедших

повышения

обучение по

квалификации

повышению

педагогических

квалификации (%)

100

работников
2.

Обеспечение

Учитель

количество

доступа

информатики

педагогов,

педагогическим

прошедших

работникам к

дистанционное

дистанционному

обучение и

обучению и работе

работающих в

творческих

творческих

объединений

объединениях в

педагогов в сети

сети Интернет

100

Интернет
3.

Участие педагогов в Директор школа

количество

профессиональных

педагогов,

конкурсах

принимающих

10

участие в
профессиональных
46

конкурсах (%)
4.

Аттестация

директор школы

количество

педагогических

педагогов,

работников

прошедших

100

процедуру оценки
качества работы
(аттестацию) в
соответствии с
новым регламентом
(%)
5.

Прохождение

Администрация

количество

переподготовки

школы

работников

администрации

администрации,

школы по программ

имеющих

«Современный

квалификацию в

образовательный

области управления

менеджмент» и

образованием

1

«Управление
персоналом
6.

7.

Разработка новых

Председатель

наличие критериев

критериев

профсоюзной

стимулирования

стимулирования

организации

учителей,

творчески

школы

обеспечивающих

работающих

высокое качество

учителей

образования

Участие педагогов в

Директор

количество

вебинарах

школы

работников,

различной тематики

35

участвующих в
47

вебинарах
IV. Изменение школьной инфраструктуры
1.

Оборудование

директор школы

количество единиц

библиотеки

современной

современной

компьютерной

компьютерной

техники

техникой
2.

Создание модели

Администрация

«Школа –

школы

социокультурный
центр»
V. Сохранение и укрепление здоровья школьников
1.

2.

3.

Сокращение

Директор

численность

учебной нагрузки и

школы

обучающихся в

организация в

режиме

общеобразовательно

пятидневной

м учреждении Дней

учебной недели в

Здоровья

средней школе (%)

Проведение

Директор

ведение

мониторинга

школы

мониторинга

состояния здоровья

здоровья и

и физического

физического

развития

развития

обучающихся

школьников

Оздоровление

Учитель

наличие

учащихся через

физической

оздоровления

сотрудничество с

культуры

100

учреждениями
48

спорта
4.

Благоустройство

Директор

школьной

школы

100

спортивной
площадки
5.

Организация и

Учитель

доля учащихся,

проведение

физической

принявших участие

школьных

культуры

в спортивных

спортивно

100

мероприятиях (%)

оздоровительных
соревнований,
конкурсов, акций,
включая
«Президентские
спортивные игры»
6.

Модернизация

Директор

технологического

школы

оборудования
школьной столовой
7.

Обеспечение

Директор

охват школьников

школьников

школы

горячим питанием

горячим питанием

100

(%)

VI. Развитие самостоятельности школ
1.

Организация и

Директор

наличие

методическое

школы

методического

обеспечение

+

обеспечения

реформирования
образовательного
49

учреждения в
условиях
реализации
Федерального
Закона РФ от
08.05.2010 № 83-ФЗ
«О внесении
изменений в
отдельные
законодательные
акты Российской
Федерации»
2.

Предоставление

Директор

ежегодное

обязательной

школы

предоставление

публичной

общественности

отчетности

отчета,

образовательного

обеспечивающего

учреждения

открытость и

100

прозрачность
образовательной и
хозяйственной
деятельности (%)

50

3.

Размещение

Директор

наличие на сайте

информации о

школы

информации о

деятельности ОУ на

различных сферах

школьном сайте, в

деятельности

средствах массовой

школы

+

информации
4.

Активизация

директор школы

наличие новых

деятельности Совета

форм

Учреждения

государственно

+

общественного
управления школой
5.

Внедрение в

Директор

наличие новых

практику новых

школы

форм проведения

форм проведения

+

собраний

общешкольных и
классных
родительских
собраний
Ожидаемые результаты Программы развития
Возможные критерии эффективности программы развития можно определить
по качеству полученных результатов при минимальности затраченных средств.
Исходя из положения измеримости результатов и проведения экспертизы затрат
можно констатировать факт, что основные изменения планируются без
расширения штатного расписания, за счёт маневра средствами основного
финансирования, в пределах объёмов финансирования, планируемых на
удовлетворение образовательных потребностей.
1 направление – Полный переход на новые образовательные стандарты
51

· Соответствие содержания образования и методов преподавания требованиям
реализации ФГОС
· Формирование банка нормативно-правовых документов федерального,
регионального, муниципального, школьного уровней.
· Наличие основной образовательной программы начального общего ,
основного общего и среднего общего образования.
- Наличие образовательной программы по дополнительному образованию
· Повышение эффективности образовательного процесса, качества знаний и
информационной культуры учащихся.
2 направление - Развитие системы поддержки талантливых детей
· Обеспечение возможности обучающимся школы участвовать в различных
олимпиадах и конкурсах, в т. ч. заочных, дистанционных.
· Обеспечение возможности обучающимся получать доступные качественные
услуги образования во внеурочное время по современным информационным
технологиям.
· Увеличение численности обучающихся, реализовавших свои способности.
· Совершенствование методов и форм оценивания достижений учащихся
школы.
· Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических
работников.
3 направление - Совершенствование учительского корпуса
· Количество педагогических работников школы, прошедших аттестацию на
первую и высшую категорию.
· Количество педагогических работников школы, прошедших курсовую
профессиональную переподготовку.
· Привлечение молодых учителей.

52

· Количество педагогов, владеющих современными образовательными
технологиями, способных к повышению педагогического мастерства с
использованием исследовательских методик в образовательной деятельности.
· Совершенствование системы стимулирования, обеспечивающей поддержку и
совершенствование уровня профессионального мастерства педагогических
работников школы.
· Повышение квалификации педагогических работников через курсы и
дистанционное обучение.
4 направление - Изменение школьной инфраструктуры
· Увеличение числа классных комнат, имеющих технологическую и
компьютерную базу в соответствии с современными требованиями и нормами. ·
Наличие безопасных и комфортных условий образовательной деятельности. 5
направление - Сохранение и укрепление здоровья школьников
· Стопроцентный охват обучающихся, которые получают качественное горячее
питание.
· Снижение уровня заболеваемости среди обучающихся школы.
· Использование современных условий (повышение мотивации для участия в
различных соревнованиях, в первую очередь, районных) для занятий
физической культурой
· Проведение ежегодного мониторинга состояния здоровья и физического
развития обучающихся.
· Увеличение численности обучающихся, привлеченных к оздоровлению в
санаториях и в школе, особое внимание к детям с ОВЗ.
· Обеспечение стремления к здоровому образу жизни всех школьников.
6 направление - Расширение самостоятельности школ
· Открытость школы для социума села.
· Своевременное информирование о деятельности школы в СМИ, публичном
докладе, на сайте.
53

· Активная деятельность Совета Учреждения.
· Овладение новыми формами проведения собраний для родителей.
9. Ресурсное обеспечение выполнения Программы
1. Нормативно – правовое:
· внесение изменений в Устав школы;
· разработка и утверждение документов, регламентирующих формы
стимулирования и поощрения результативной деятельности учителей,
родительского самоуправления.
2. Программно – методическое:
· формирование банка методических материалов, позволяющих обеспечить
качественное предметное обучение по выполнению государственных программ
по предметам;
· разработка рабочих программ.
3. Информационное:
· информирование коллектива учителей, родителей, учащихся, социум о
характере преобразований в школе.
4. Мотивационное:
· совершенствовать разработанное стимулирование результативной
деятельности учителей (через формы материального и морального поощрения);
· усилить мотивационную работу среди учителей, родителей и учащихся о
необходимости внедрения преобразований в школе.
5. Кадровое:
· обучение на курсах учителей, работающих в условиях инновационного
режима;
· подбор и расстановка кадров в соответствии с потребностями и
необходимостью;
· курсовая переподготовка учителей.
6. Организационное:
54

· составить учебный план и расписание для работы;
7. Материально – техническое:
· проведение профилактических работ системы отопления, водоснабжения,
канализации;
· организовать пополнение фонда библиотеки учебниками, методической
литературой, учебными дисками.
10. Механизм управления реализаций Программы развития

Функции

Содержание деятельности

управления
информационно -

Формирование банка данных о передовом педагогическом

аналитическая

опыте, новых исследованиях в области актуальных
проблем педагогики, психологии, дидактики и т.д., научно
– методического материала о состоянии работы в школе по
созданию адаптивной модели сельской школы.

мотивационноцелевая

Определение целей совместно с педсоветом, методическим
советом по деятельности коллектива и отдельных
преподавателей, направленных на реализацию Программы
на каждом ее этапе

плановопрогностическая

Совместно с Советом Учреждения прогнозирование
деятельности коллектива организационно исполнительская
Организация выполнения учебного плана, программы,
обобщение ППО, осуществление повышения
квалификации преподавателей.

организационно-

Организация выполнения учебного плана, программы,

исполнительская

обобщение ППО, осуществление повышения
квалификации преподавателей.

контрольно -

Осуществление внутришкольного контроля и оценка
55

оценочная

состояния всех направлений учебно – воспитательного
процесса в соответствии с Программой.

регулятивно коррекционная

Обеспечение поддержания системы учебно –
воспитательного процесса в соответствии с Программой,
устранение нежелательных отклонений в работе

11. Организация контроля за выполнением Программы
Координация и контроль за выполнением Программы осуществляет
администрация школы совместно с Советом Учреждения:
- анализирует ход выполнения планов действий по реализации Программы и
вносят предложения на педагогический совет по их коррекции;
- осуществляют информационное и методическое обеспечение реализации
- осуществляют тематический, текущий, персональный и предупредительный
контроль за деятельностью педагогов и учащихся. Администрация школы
ежегодно подводит итоги выполнения Программы на заседании итогового
педагогического совета.

56

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 15.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740)2-50-68

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».